[personal profile] in_definite
Сергей Есенин. Избранные стихотворения. Рига, изд-во "Культура", 1944 г. Вступительная статья В.Казанского. С дарственной надписью В.Завалишина, адресованной И.Матвееву.

IMG_3916

В этом месте понимающие люди уже понимают, но я все равно расскажу.

На первый взгляд, книга особой ценности не представляет. Издание не прижизненное, сохранность не самая лучшая (более того, бывший библиотечный экземпляр), дарственная надпись одного не имеющего отношения к Есенину лица другому аналогичному лицу.

Однако.

Есенин в период с 1925 года по середину 1950-х годов был в состоянии полузапрета. Запрещен - в строгом смысле слова - он не был, но стихи его практически не публиковались, несмотря на огромную популярность в самых разных слоях общества, от интеллигентской до уголовной. Поэтому любое очередное издание было заведомо обречено на успех.
Тут следует отметить, что данная книга была издана в Риге в августе 1944 года, то есть еще при немцах - советские войска вошли в Ригу в октябре 1944 года. Несмотря на достаточно большой - для того времени и места - тираж, 5 тысяч экземпляров, изданию не повезло.

fullsizeoutput_19be

Во-первых, при всей любви к Есенину, бои за взятие города несколько отодвигают поэзию на задний план. Плюс неизбежные на море случайности - пожары, бомбежки и прочее.
А во-вторых - предисловие. Его автор, В.Казанский, был свободен от советской цензуры и поэтому писал, что думал. Очерк "Жизнь и творчество Сергея Есенина" занимает 20 страниц мелким шрифтом и содержит совершенно неприемлемые для советской власти высказывания:

"...Есенин увидел, что большевики ведут дело к тому, чтобы воздвигнуть на земле не рай, но ад".
"В 1937 году Мейерхольд был арестован и умер в тюрьме. Зинаиду Райх нашли убитой в их квартире. Есть основание предполагать, что убийство сознательно инсценировало НКВД".
Еще упоминания репрессированных Клюева и Клычкова, ну и прочее по мелочи. Не бог весть какая антисоветчина, но для 40-х годов тянуло на серьезные неприятности.

IMG_3922

IMG_3923

В общем, книга стихов, вышедшая за два месяца до боев за город, имела не много шансов на выживание. А еще антисоветское предисловие. Кто-то выбросил, кто-то сжег. Кто-то поступил умнее - вырвал страницы с предисловием, а стихи оставил - они же формально не под запретом. В общем, книга в итоге оказалась довольно редкой, а с сохранившимся предисловием - еще более редкой.

Тут пора перейти к выяснению вопроса о том, а кто, собственно, такой В.Казанский, автор предисловия. Ответ на вопрос уже давно не является тайной - это псевдоним Вячеслава Завалишина. Известен он станет примерно через год-два, когда в лагерях ди-пи создаст одно из первых и одно из лучших дипийских издательств. В его издательстве, в частности, было издано первое собрание сочинений Гумилева в четырех томах - малюсенькие книжечки, но все же:
IMG_3928

В этом же издательстве вышел двухтомник Есенина:

IMG_3924

IMG_3925

В.Озеров, автор вступительной статьи к этому изданию, - это тоже В.Завалишин. Люди второй эмиграции часто и охотно меняли фамилии из опасения за свою жизнь и жизнь родственников, оставшихся в СССР. Люди с непредсказуемым прошлым, как их кто-то назвал. Можно сказать, что рижский однотомник 1944 года - своего рода предшественник регенсбургского двухтомника 1946 года.

Так вот, Вячеслав Завалишин был создателем одного из важнейших дипийских издательств. Помимо классических Гумилева и Есенина в этом издательстве выходили книги тех, кто тогда находились в лагерях для перемещенных лиц, а потом стали гордостью русской поэзии второй эмиграции - да и вообще русской поэзии. Одним из них был Иван Елагин.

IMG_3926

Это первая книга Елагина, вышедшая, в 1947 году. Елагин - сын футуриста Венедикта Марта и двоюродный брат Новеллы Матвеевой. Жил в Киеве, держал фату при венчании дочери Ремизова Наташи, женился на Ольге Анстей, тоже публиковавшейся в дипийских изданиях, а впоследствии вышедшей замуж за Бориса Филиппова. Вот, кстати, книга из их библиотеки:

IMG_3929

Так вот, поэт Иван Елагин по паспорту был Иван Венедиктович Матвеев. Псевдоним Елагин он взял при первой публикации своих стихов в издательстве Вячеслава Завалишина (Казанского, Озерова). Но до публикации они, естественно, должны были как-то познакомиться. И эта книга - свидетельство их первого знакомства:

IMG_3919

"Ванику Матвееву! На память о неожиданных знакомствах. В.Завалишин-Казанский. 27 окт. 1915 [sic!] г."

Судя по всему, именно в этот день, 27 октября 1945 года, они и познакомились. Завалишин еще не выпустил ставшие впоследствии знаменитыми четырехтомник Гумилева и двухтомник Есенина, Елагин - пока еще Матвеев - еще ничего не напечатал. Пока Завалишину 30 лет, Матвееву - 27, и Завалишин в знак симпатии дарит новому знакомому лучшую из изданных им на тот момент книг - прошлогоднего рижского Есенина.

У меня есть предположение, почему дата в этой надписи - 1915 год, а не 1945-й, как, по-видимому, должно быть. Завалишин родился 13 октября 1915 года. Дата по старому стилю, по новому стилю - 26 октября. Похоже, Завалишин устроил вечеринку по случаю своего тридцатилетия, позвал знакомых и знакомых знакомых. Видимо, выпили, ну и Завалишин на автомате записал вместо текущей даты год своего рождения, который наверняка множество раз указывал в бесчисленных анкетах.

Date: 2019-07-08 03:16 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История (https://www.livejournal.com/category/istoriya), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2019-07-08 03:25 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Ай, маладца!
Edited Date: 2019-07-08 03:26 am (UTC)

Date: 2019-07-08 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Отлично

Date: 2019-07-08 04:26 am (UTC)
From: [identity profile] xgrbml.livejournal.com
Очень интересно, спасибо. Выразительная деталь - выходные данные. В том числе с номером главлиитовского, или как там оно у немцев называлось, разрешения.

Date: 2019-07-08 11:22 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
А как же, во всем порядок должен быть.

Date: 2019-07-08 06:33 am (UTC)
From: [identity profile] astarta.livejournal.com
Спасибо, очень интересно!
Какой интересный штамп Printed in USSR!

Date: 2019-07-08 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Кажется, такой штамп ставили на изданных в СССР книгах, официально продававшихся в США (может, и в других странах).

Date: 2019-07-08 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] labas.livejournal.com
Очень крутая находка, спасибо!

Date: 2019-07-08 11:24 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Ага, я сначала даже глазам не поверил.

Date: 2019-07-08 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] platonicus.livejournal.com
Да, Елагин был в близком родстве с покойной Новеллой Матвеевой (не помню кто именно, дядя?)

Date: 2019-07-08 11:27 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Двоюродный брат, их отцы были братьями.

Date: 2019-07-08 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Спасибо!
Но, по-моему, это все-таки четверка, а не единица, просто она наехала на девятку и совпала.

Date: 2019-07-09 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Мне все же видится единица, но это в любом случае непринципиально.

Блогер (definite)

Date: 2019-07-09 03:03 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] peter314 сослался на вашу запись в своей записи «Блогер (definite) (https://peter314.livejournal.com/1721568.html)» в контексте: [...] жизнь продолжалась и в оккупированной Латвии.  https://definite.livejournal.com/413942.html [...]

Date: 2019-07-09 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] escaped.livejournal.com
Потрясающе. Где вы это находите?

Date: 2019-07-09 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
На Ebay преимущественно.
Тут главная задача даже не найти, а чтоб никто кроме тебя раньше времени не догадался, что это такое.

Date: 2019-07-09 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] escaped.livejournal.com
так у вас целая коллекция, надо думать?

Date: 2019-07-09 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] definite.livejournal.com
Да, штук 300 книг русской эмиграции, примерно половина с автографами.
Page generated Apr. 7th, 2026 01:24 am
Powered by Dreamwidth Studios